24 сентября 2025 года Совет Федерации Российской Федерации принял решение о денонсации Европейской конвенции по предупреждению пыток, а также связанных с ней протоколов, подписанных 26 ноября 1987 года. Этот шаг завершает процесс, который начался 8 сентября 2025 года, когда Президент Владимир Путин предложил соответствующий законопроект, который был одобрен Государственной думой 17 сентября.
Что стоит за денонсацией?
Это решение является важным шагом в рамках международных обязательств России в сфере защиты прав человека. Оно требует внимательного изучения как с точки зрения национального, так и международного права. Согласно российскому законодательству, процесс денонсации регулируется положениями Основного закона: международные договора принимаются в качестве составной части правовой системы страны.
Основные аспекты процедуры денонсации
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации», прекращение действия таких соглашений осуществляется через федеральный закон. Важные моменты включают:
- При рассмотрении таких предложений Государственная дума должна обсуждать их в комитетах и комиссиях.
- После принятия соответствующего закона, он направляется в Совет Федерации на дальнейшее утверждение и, в конечном итоге, Президенту для подписания и обнародования.
Причины выхода из Конвенции
В качестве главной причины денонсации названо неравное представительство России в Европейском комитете по предупреждению пыток. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что с декабря 2023 года Совет Европы заблокировал процесс избрания нового представителя от России в данном комитете, что, по мнению российских властей, лишает страну возможности полноценно участвовать в механизмах мониторинга.
Министерство юстиции подчеркнуло, что выход из Конвенции не означает отказа от международных обязательств в области защиты прав человека. Российская Федерация продолжит участвовать в ключевых международных договорах, касающихся запрета пыток и контроля за их соблюдением.